БИОГРАФИЯ

МИХАИЛ БОРИСОВИЧ БОРИСОВ

Режиссер, телеведущий, актер. Заслуженный деятель искусств РФ, профессор и заведующий кафедры режиссуры Театрального института им. Б.Щукина, заведующий кафедрой эстрадного искусства Российского университета театрального искусства, актёр театра им. Вахтангова, режиссёр-постановщик спектаклей театра Сатиры, театра им. М. Ермоловой, театра «Табакерка», ведущий и художественный руководитель еженедельной всероссийской телевизионной лотереи «Русское лото».

Имеет два высших образования:
1966-1972 гг.  - Московский горный институт (инженер).
1978-1983 гг. - Высшее театральное училище им.Б.В.Щукина (дневное режиссерское отделение).

- 1987 г. и по сей день - занимается педагогической, профессиональной режиссерской и прикладной деятельностью.
- 1983 по 1987 гг. – режиссер, главный режиссер Томского театра драмы.
- 1987 по 1989 гг. – режиссер московского театра при СТД «Наш театр».
- 1989 по 1991 гг. – главный режиссер московского драматического театра «Глобус».
- Художественный руководитель трех режиссерских курсов (набор 1991г., 1996г., 2000г.) и актерского курска (набор 2001г.) Театрального института им.Б.Щукина.
- Художественный руководитель актерского курса на кафедре эстрады РАТИ (ГИТИСа) (набор 1998г.).
- 1994 г. и по сей день - ведущий и художественный руководитель еженедельной телепередачи «Русское лото» (Телеканал «Россия»).
- Постановщик спектаклей в Московских театрах: Сатиры, Оперетты, им.Ермоловой.
- Автор и ведущий передач "Умный нашелся" ТВЦ (2004г.), "Олимпийский огонь" СПОРТ (2004г.).

Михаил Борисов - официальный сайт, биография

Михаил Борисович Борисов

БИОГРАФИЯ - детство, юность (фотослайд):

СЕМЬЯ:

Мой отец – Борис Яковлевич Борисов был известным в Москве фотокорреспондентом.
В 19 лет он уже работал заведующим отдела  информации ТАСС, а с 1936 года стал фронтовым репортером, прошел все войны. Был на Халхин-Голе, на финской войне, во время Великой отечественной дошел до Берлина, и закончил войну на Дальнем Востоке, в звании капитана.
Его снимки с фронта печатали «Комсомольская правда», «Красная звезда», «Известия», журнал «Огонек».

Получил на войне ранение и контузию. Через замерзшую Ладогу он проехал в осажденный Ленинград, состоял в комиссии по расследованию злодеяний фашистов в Освенциме. Многие фотографии из этого лагеря, освобожденного нашими войсками, – отца. И после войны к нам домой еще долго приезжали или присылали письма разные люди, которые находили в газетах старые фотографии отца, узнавали на них своих близких и надеялись, что он вспомнит что-то об этих людях. Особенно много таких визитов стало после 1965 года, когда впервые широко отметили День победы, а на радио появилась передача Сергея Сергеевича Смирнова «Рассказы о героизме». Для того времени эта передача была знаковой, С.С.Смирнов заговорил о том, о чем до этого молчали.

Мой отец был в числе десяти корреспондентов, допущенных к съемкам И.В.Сталина, Г.К.Орджоникидзе, В.М.Молотова и др.

А вообще у отца было много знаменитых снимков. Он был в числе десяти корреспондентов, допущенных к съемкам  И.В.Сталина, Г.К.Орджоникидзе, В.М.Молотова, С.М.Буденного, В.Г.Жданова, Л.П.Берии. На его фотографиях – многие знаменитые люди той эпохи.

Вообще семья была достаточно большая – трое детей. Мой старший брат – Эдуард, 1940 года рождения и сестра Нина – 1937-го. Правда, у отца с мамой отношения не сложились, они жили порознь. Я остался с отцом, у мамы, Анны Израилевны - была другая семья. Потом она вернулась ко мне, и до последних ее дней мы жили вместе.

ФОТОРАБОТЫ моего отца Бориса Яковлевича Борисова. Он был известным в Москве фотокорреспондентом (фотослайд):

ЗНАКОМСТВО С ТЕАТРОМ:

В хореографическое училище Большого театра  я не попал по медицинским причинам, мне нельзя было танцевать. Музыке безуспешно пытались научить сестру и старшего брата, а меня даже не пытались, хотя у меня как раз оказался абсолютный музыкальный слух. А к фотографии у меня не было никакого влечения. Так что первое знакомство с искусством оказалось не очень удачным. Но с детства я очень любил театр.

Этому способствовало и то, что мои родители имели непосредственное к нему отношение. Папа после войны работал в «Театральной Москве» – в информационном издании, рассказывавшее о спектаклях, которые идут в различных столичных театрах. А потом в Большом театре создали базовую фотолабораторию при своем музее, и пригласили отца на должность художника -фотографа. Театр купил на валюту немецкую аппаратуру, и все, кто интересовался фотографией, конечно, были  частыми гостями  лаборатории. А интересовались многие – фотография была настоящим чудом.

Жили мы не так далеко от театра, после школы я приезжал к отцу, и оставался у него до самого вечера. Сюда, в лабораторию, заходил еще совсем молоденький Марис Лиепа, Майя Михайловна Плисецкая - держала меня на руках. У меня даже была программка, на которой написано «Мишеньке от Майечки». Самые известные фотографии Майи Плисецкой – это отца, они были очень дружны. Моя сестра частенько звонила, общалась с Майей Михайловной.

Я посмотрел очень много спектаклей во всех театрах Москвы, познакомился с великими актерами того времени!

Вообще помню многих великих солистов Большого театра – Галину Сергеевну Уланову, Сергея Яковлевича Лемешева, и многих-многих других. Отец, поскольку мы жили с ним вдвоем, брал меня и на все другие съемки, так что я посмотрел очень много спектаклей во всех театрах Москвы, познакомился с великими актерами того времени. И своего сына я также водил в театр, как меня в детстве. Говорил ему, ты сейчас ничего не понимаешь, но, потом будешь вспоминать. Например, это Александр Анатольевич Ширвиндт, просто постой с ним рядом, потом будешь об этом рассказывать другим.

А мама в то время работала администратором в телевизионном театре, и  я,  в конце концов стал ходить еще и к ней на все мероприятия. Под  «телевизионный» отдали тогда филиал театра Моссовета на Электрозаводской площади. На одной из новогодних елок ко мне подошел человек, по иронии судьбы оказавшийся выпускником режиссерского отделения  Щукинского училища, и спросил: «Мальчик, хочешь сниматься»? Так  я попал на съемки.
Сначала сыграл какие-то эпизодические роли  в массовке, потом меня «повысили», и я стал играть главные роли. Особенность того времени в том, что эфир-то был живой. И мы репетировали, потом играли «нормальным» театральным способом. После окончания спектакля, как после победы на хоккейном матче, все обнимались и целовались, радовались, что все прошло нормально. Все же это было очень рискованное дело – с детьми выходить в живой эфир.

ГОРНЫЙ ИНСТИТУТ:

О том, чтобы после школы поступить в театральный институт, отец даже слышать не хотел. К сценическому искусству он относился скептически – говорил, что только один из ста выбивается на какие-то достойные роли, остальные ведут нищенский образ жизни. Я же не знал тогда, что как раз  и стану этим одним из ста, поэтому послушался отца и поступил в технический вуз.

У метро «Ленинский проспект» был Горный институт, и я подал документы туда, на специальность «Технология разработки подземных угольных месторождений». Однако на втором курсе судьба моя была решена. В Горном институте работал прекрасный студенческий театр «Бригантина», и меня приняли в него. А потом я стал звездой КВН команды Горного института.
В 1968 году мы выиграли звание чемпионов Москвы и нас заявили для участия на телевидении.
В 1969 году вышли в финал первенства СССР, где проиграли Риге. Проиграли, поскольку конкурировать с командами, на которые работала вся республика, было практически невозможно. Леня Якубович, Юлий Гусман – мои современники, с Леней мы дружим всю жизнь. В нашей команде играли Артем Тарасов – ныне известный бизнесмен, журналисты -  Владик Старчевский, Евгений Цырлин, и многие другие в будущем знаменитые люди. С популярностью, которая была у нас, сейчас ничто не сравнится. Когда шел КВН, Москва замирала. А наши шутки уже на следующий день повторяла вся страна – «Это не каска, это шлём, оно предохраняет», «Не все то,  золото, что подорожало».

КВН оказался настоящим окном в свободу мысли!

Несмотря на прямой эфир, самоцензура была на высоте, хотя произносились и достаточно смелые шутки. КВН оказался настоящим окном в свободу мысли, не зря в 1972 году его закрыли на телевидении. Судя по тому, что собой представляют Леня Якубович, Юлий Гусман, и еще десятки людей – наше поколение «кавеэнщиков» было не хуже нынешнего. Но время оказалось такое, что мы остались невостребованными. Я играл в КВН пять лет, сначала сам, потом писал в составе авторской группы.

После окончания института долго не удавалось устроиться на работу, в конце концов,  пришел по распределению в проектно-исследовательский институт. Правда, карьера инженера тоже достаточно быстро закончилась. Подготовил какой-то концерт художественной самодеятельности к первомайским праздникам, он понравился, и после этого я занимался только праздниками. Приходил на свое основное место работы, вешал пиджак, и уходил. Так жизнь вновь меня стала возвращать к театру.

ОПЯТЬ ТЕАТР:

Отработав сколько положено,  по распределению, пошел работать артистом без образования.
Выпускники ГИТИСа как раз только организовали свой гастрольный театр, и меня в него приняли. К этому времени, правда, у меня и определенный профессиональный опыт тоже накопился. Я руководил студенческим театром в Горном институте,  подмосковным студенческим театром, куда  добирался около часа на автобусе.
А вскоре после начала актерской карьеры попал на курсы повышения квалификации руководителей без специального образования. Проучился в областном Доме художественной самодеятельности на курсах у преподавателей Щукинского училища Марьяны Рубеновны Тер-Захаровой, Юрия Васильевича Катин-Ярцева и Людмилы Владимировны Ставской, а потом в 28 лет подал документы в Щукинское училище. Решил для себя: поступать буду один раз. «Примут – значит, примут, нет – значит, ВСЕ!» Конкурс был жесточайший.

На режиссерский курс набирали десять человек из огромной толпы претендентов. В итоге взяли всего восемь человек. Я сдал на все пятерки и оказался среди этих счастливчиков, на актерско-режиссерском курсе Евгения Рубеновича Симонова, главного режиссера театра им. Вахтангова. Так моя судьба опять изменилась. Мне повезло, что в студенческом театре у нас был замечательный совершенно гениальный руководитель – Юрий Михайлович Бинько, безумно талантливый человек. У него было интуитивно правильное представление об актерской игре, он нас не «изуродовал», научил органично существовать на сцене, и когда я попал в училище, увидел, что все делаю правильно, ко мне нет замечаний. Уже с четвертого курса меня хотели взять артистом в театр Вахтангова, но Евгению Рубеновичу кто-то сказал – пока не надо, пусть еще поучится, и «поезд»  в конце концов ушел.

Училище я окончил с отличием, и уехал ставить дипломный спектакль в город Томск.

Через год, когда я окончил училище, Е.Р.Симонова уже не было в театре. Училище я окончил с отличием, и уехал ставить дипломный спектакль в г.Томск, где работал главным режиссером Феликс Григорьевич Григорян. Чудный совершенно человек, и ко мне он относился с большой симпатией. И так, в конце концов, получилось, что я остался в этом театре очередным режиссером, а потом, когда Ф.Г.Григорян уехал, сменил его на посту «главного». Томск дал мне очень хорошую режиссерскую практику. Конечно, в Москве такого шанса – руководить театром, у меня бы не было, и приняли меня там очень хорошо. Руководителем области был тогда Юрий Кузьмич Лигачев (в Томске он просил, чтобы его называли Юрием, а не Егором), который вопросам культуры уделял очень большое внимание. Каждый год приезжали на гастроли московские театры, симфонические оркестры, так что Томск стал значительным этапом в моей биографии. Но тянуло домой.

Приехал в Москву, поступил в аспирантуру Щукинского училища, а в 1991 году мне Владимир Абрамович Этуш  дал самостоятельно набрать режиссерский курс. Так я начал свою педагогическую деятельность.
К настоящему моменту выпустил уже пять режиссерских курсов, один актерский и  два актерских курса в ГИТИСе, сейчас заведую двумя кафедрами – режиссуры в Щукинском и кафедры эстрады ГИТИСа. Среди моих студентов, тех, кто потом называл меня своим учителем, – Андрей Соколов, Катя Гусева, Саша Семчев, Саша Олешко, Антон Макарский, Маша Порошина, Лукинский Николай и многие многие другие.

Михаил Борисов - официальный сайт, биография

Борисов Михаил и Екатерина Гусева

Михаил Борисов - официальный сайт, биография

Михаил Борисов и Андрей Соколов

Михаил Борисов - официальный сайт, биография

Михаил Борисов и Александр Олешко

Михаил Борисов - официальный сайт, биография

Борисов Михаил и Николай Лукинский

ПЕРЕДАЧА "РУССКОЕ ЛОТО":

Передача «Русское лото» началась в 1994 году.
Генерировал идею Артем Тарасов. Была задача создать шоу, сыграв при этом на ностальгии – на Руси лото пользуется популярностью уже у многих поколений людей. Я сначала выступал в качестве режиссера – то есть человека, который придумывает форму передачи. Ведь поначалу имелась одна идея, никто не представлял, как и что надо делать, мы не укладывались даже в эфирное время. По ходу вносили множество поправок. Поняли, например, что обычные бочонки для лото в телеэфире не годятся, они должны быть большие, хорошо различимые.

«Русское лото» – передача честная, и совершенно открытая. Здесь каждый может испытать свое счастье, и когда кто-то получает крупный выигрыш, этому можно только радоваться. А крупные выигрыши в нашей передаче случаются достаточно часто. Своими руками за это время я точно раздал уже более двадцати миллиардов рублей,  разыграл -  две сотни автомобилей и квартир.

С выездными играми, на которые собираются целые стадионы – по 20-30 тысяч человек, мы объездили многие города Российской Федерации. Сейчас ни один эстрадный певец не может собирать стадион, а на наши игры люди приходят. Думаю, популярность передачи в воплощении давней российской мечты – разбогатеть «лежа на печи». А все аналогичные лотереи проиграли нам в том, что у них человек, заполнивший карточку, уже не может повлиять на результат. У нас же игра идет до самой последней минуты, до последнего бочонка остается шанс на победу. Поэтому, с  такой всеобщей любовью, поучаствовать в программе с удовольствием соглашаются самые популярные люди страны – от певцов до деятелей науки, культуры, спортсменов, артистов и т.д.
По моим наблюдениям, отталкивает выигрыш - очень сильное желание «выйграть». Надо ко всему, и к игре тоже, относиться легче, чтобы не спугнуть удачу своим чрезмерно сильным желанием... Тогда обязательно повезет! Чего я искренне желаю всем нашим игрокам.

Михаил Борисов - официальный сайт, биография

Михаил Борисов передача РУССКОЕ ЛОТО

Михаил Борисов - официальный сайт, биография

Михаил Борисов передача РУССКОЕ ЛОТО

Михаил Борисов - официальный сайт, биография

Михаил Борисов передача РУССКОЕ ЛОТО

Михаил Борисов - официальный сайт, биография

Михаил Борисов передача РУССКОЕ ЛОТО

Михаил Борисов - официальный сайт, биография

Михаил Борисов передача РУССКОЕ ЛОТО

Михаил Борисов - официальный сайт, биография

Михаил Борисов передача РУССКОЕ ЛОТО

СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ:

У меня двое детей – дочь Маша, и сын Вениамин.
Маша уже подарила нам двоих внуков – старший Михаил, и совсем юная Анечка. Вениамина я воспитывал вместе с бабушкой, сейчас он студент продюсерского факультета РАТИ. А кроме того – молодой поэт, пишет песни, стихи. На «Новой волне 2010г» в Юрмале,  он написал стихи к песне  Егора Сесарева, который получил «Приз зрительских симпатий».

  • Я верю в судьбу, счастливые числа и гороскопы.
  • Мое счастливое число – четыре.
  • По гороскопу Водолей, родился в год Быка.
  • В театре предпочитаю классику, и не люблю злободневность.
  • Защитил диссертацию по психологии – на тему театральной акмеологии (акмеология – это психологическое исследование высшего расцвета человека, от греческого слова акме – высший расцвет человека).

Программа «Рожденные в СССР» от 16.09.2013г. Ведущий программы - Владимир Глазунов